RiskWatch

Метод RiskWatch, разработанный при участии Национального Института Стандартов и Технологий США (U.S. NIST), Министерства обороны США (U.S. DoD) и Министерства обороны Канады (Canadian Dept. of National Canadian Defence) в 1988 году, фактически является стандартом для американских государственных организаций. По заявлению разработчиков, этот метод используют в тысячах организаций не только в США, но и по всему миру.

К основным достоинствам программного продукта RiskWatch, помимо сравнительной простоты использования, можно отнести следующее:

  • глубоко проработанная и хорошо зарекомендовавшая себя методология анализа рисков;
  • сочетание количественной и качественной оценки рисков;
  • обширная база знаний по угрозам, уязвимостям и контрмерам;
  • возможности редактирования и совершенствования базы знаний;
  • настраиваемые отчеты.

 

RiskWatch представляет собой семейство программных продуктов, построенных на общем программном ядре, которые предназначены для управления различными видами рисков и поддержки различных стандартов.

Продукты RiskWatch включают в себя следующее:

  • HIPAA-Watch for Security;
  • RiskWatch for Information Systems;
  • RiskWatch 17799 (ISO 17799);
  • RiskWatch for Physical & Homeland Security;
  • RiskWatch for Seaport Security;
  • RW-MEGA SHIP Security Version;
  • RiskWatch for Force Protection;
  • RiskWatch for Event Security;
  • RiskWatch for Sarbanes-Oxley (SOX).

 

По заявлению разработчиков, в этих продуктах реализована поддержка многих стандартов и руководящих документов в области информационной безопасности, актуальных в основном для США:

  • ISACA Auditor’s Guideline for Risk Analysis;
  • BS 7799 (ISO 17799);
  • DoD TCSEC, DOD 5200.28-STD (Orange Book);
  • OMB circulars on internal controls and management accountability A-123, A-124, A-127, and A-130;
  • Computer Security Act of 1987;
  • Privacy Act of 1974;
  • Federal Manager’s Financial Integrity Act 1982;
  • FIPS-Pub 65 Guidelines for ADP/EDP Risk Analysis;
  • HIPAA;
  • Army Field Manual 31 for Physical Security;
  • Bioterrorism Preparedness and Response Act of 2002;
  • Maritime Transport Security Act of 2002;
  • International Maritime Organization Ship and Port Facility Security (ISPS) Code;
  • Gramm Leach Bliley Act.

 

Все продукты RiskWatch построены на одной унифицированной платформе, архитектура которой является достаточно типичной для подобных систем. Упрощенное представление такой архитектуры показано на рисунке и включает в себя следующее:

  • обширную базу знаний, содержащую информацию по активам, угрозам, уязвимостям, видам ущерба, контрмерам, а также опросные листы для оценки факторов риска;
  • программный интерфейс (API) для работы с базой знаний, а также средства импорта информации, например данных по активам;
  • модуль оценки рисков, реализующий алгоритмы анализа и оценивания рисков на основании данных из базы знаний и результатов опросов;
  • интерфейсные модули, предназначенные для формирования и заполнения опросников пользователями продукта, а также для создания отчетов по результатам оценки рисков.

____________________________________

Основные этапы оценки рисков по методу RiskWatch:

  1. Определение параметров обследования.
  2. Проведение интервью и ввод данных.
  3. Расчет величины рисков.
  4. Формирование отчетов.

______________________________________

 

Четыре стадии оценки рисков(Определение параметров (Definition), Ввод данных (Data), Оценка рисков (Evaluation), Формирование отчетов (Reports)) и степень их завершенности представлены в наглядной форме на первом экране программы.

На этапе определения параметров (Definition) задаются область оценки, категории ущерба, категории активов, рассматриваемые угрозы, уязвимости и применяемые контрмеры. Можно использовать стандартные параметры и добавлять свои собственные.

На этапе ввода данных (Data) в систему заносятся данные о ценности активов, вероятности угроз, величине уязвимостей и стоимости контрмер.

Ценности активов, определяемой величиной ущерба в результате нарушения конфиденциальности, целостности и доступности активов, соответствуют определенные оценочные денежные величины.

Ожидаемая частота реализации угроз определяется в терминах среднегодовой оценочной частоты угрозы (Annual Frequency Estimate). База знаний RiskWatch определяет для каждой угрозы стандартную оценочную частоту (StandardAnnualFrequencyEstimate, SAFE). Для вычисления рисков используется локальная оценочная частота угрозы (Local Annual Frequency Estimate, LAFE), которую пользователь определяет сам, используя в качестве базового значение SAFE.

Для каждой контрмеры задается ее стоимость, которая определяется стоимостью внедрения и сопровождения. Также учитывается, на какой стадии находится реализация контрмеры, продолжительность ее жизненного цикла и насколько это контрмера уменьшает оценочную частоту реализации угрозы (LAFE).

На данном этапе также осуществляется формирование опросных листов, используемых для получения информации от владельцев активов, представителей бизнеса и экспертов предметной области.

Для проведения интервью используется веб-ориентированный интерфейс, позволяющий опрашивать любое количество экспертов в удаленном режиме.

На этапе оценки рисков (Evaluation) производится связывание между собой данных о ценности активов, частоте угроз и величине уязвимостей. В результате производится расчет количественных значений ожидаемого среднегодового ущерба (Annual Loss Expectancy, ALE) для каждой комбинации актив–угроза–уязвимость. На данном этапе также производится расчет ROI для контрмер и рассмотрение сценариев «А что если?» (What Ifs), позволяющих выбрать для уменьшения рисков оптимальную комбинацию контрмер.

На этапе формирования отчетов (Reports) распечатывается предопределенный набор отчетов по результатам оценки рисков.

Используемые в отчетах графики представляют статистическую информацию, например о распределении уязвимостей информационной системы по областям контроля.

 

Рекомендуемые контрмеры могут быть отсортированы в порядке убывания значения ROI, что является одним из основных показателей для принятия решения относительно реализации контрмер и соответствующих приоритетах их реализации.